Один день Ивана Денисовича: кратко

Александр Исаевич Солженицын

«Один день Ивана Денисовича» — так называется повесть, которую мы сегодня кратко пересказываем.

Один день Ивана Денисовича

Иван Денисович Шухов, крестьянин и фронтовик, был ошибочно осужден и отправлен в один из сталинских лагерей в период массовых репрессий. Его воспоминания и размышления во время долгого периода работы в лагере и короткого отдыха в бараке раскрывают суровые реалии жизни в советских концентрационных лагерях.

Рассказ Шухова о пребывании в немецком плену и последующем побеге привел его к заключению в советский концлагерь, где царили голод и скудость. Его родственники также с трудом зарабатывали на жизнь в деревне, а колхозники прибегали к росписи фальшивых ковров, чтобы продавать их горожанам.

Действие повести происходит в течение одного дня, но она дает полную панораму жизни в концлагере, служа энциклопедией лагерной жизни. Переживания Шухова проливают свет на бесчеловечное обращение с заключенными и влияние сталинского террора на жизнь простых советских граждан.

Вначале в романе представлены разнообразные социальные группы и динамичные человеческие личности. Среди них Цезарь, космополитичный интеллектуал и бывший кинорежиссер, который, несмотря на то, что находится в одном трудовом лагере с Шуховым, ведет жизнь, полную привилегий и власти. В отличие от него, Шухов — пожилой каторжник, который был заключен в тюрьму во времена царского режима и пережил заключение в сибирских трудовых лагерях. Он был бывшим революционным охранником, который не смог присоединиться к политике большевиков в 1930-е годы.

Среди других персонажей книги — эстонцы и латыши, которых в 1930-е годы называли «буржуазными националистами» и сажали в тюрьму, баптист Алиоша, представляющий разнообразные религиозные идеологии России, Гопчик, шестнадцатилетний подросток, который становится жертвой репрессий, подчеркивая, что режим не делал различий между детьми и взрослыми. Сам Шухов представляет русское крестьянство, демонстрируя свою исключительную деловую хватку и органичный образ мышления.

На протяжении всего романа жертвы репрессий противопоставляются персонажам другого типа — начальнику лагеря Волкову. Персонаж Волкова символизирует безжалостный коммунистический режим, устанавливающий строгие правила и контролирующий жизнь заключенных.

Кроме того, в романе подробно описана жизнь и работа в трудовом лагере. Несмотря на заточение в лагере, жизнь заключенных по-прежнему охватывает как видимые, так и невидимые страсти и тонкие переживания. Основная забота вращается вокруг борьбы за получение пищи, которая скудна и плохо сбалансирована, часто состоит из замороженной капусты и мелкой рыбы. Выживание в лагере зависит от искусства находить дополнительные порции хлеба и тушенки, а если повезет, то и табака. Для этого необходимо использовать величайшие хитрости и уловки, особенно в общении с авторитетными людьми, такими как Цезарь и другие. Очень важно сохранить свое человеческое достоинство и не превратиться в «убогого» нищего, как Фетюков. На самом деле в лагере мало кто находится в таком плачевном состоянии. Однако это не просто вопрос высоких идеалов, а вопрос необходимости. Человек, потерявший чувство собственного достоинства, теряет волю к жизни и, скорее всего, умрет. Таким образом, сохранение человечности становится вопросом выживания.

Второй существенный вопрос — это отношение к принудительному труду. Заключенные работают без устали, особенно зимой, соревнуясь друг с другом и бригадой за бригадой, чтобы не замерзнуть до смерти и сократить время между сном и едой. Ужасная система коллективного труда основана на этом стимуле, но она не полностью уничтожает естественную радость физического труда. Сцена, в которой Шухов вместе со своей бригадой работает над строительством дома, — одна из самых вдохновенных в рассказе. Умение работать «правильно» — не перенапрягаясь, но и не халтуря — это искусство, такое же, как умение добывать дополнительный паек. Точно так же умение прятать обрезки пилы от глаз охранников очень важно, поскольку лагерные ремесленники делают из них маленькие ножи, которые обменивают на еду, табак и теплую одежду.

Что касается охранников, то они постоянно проводят «личный досмотр», а заключенные находятся в положении диких животных, вынужденных быть более хитрыми и ловкими, чем их вооруженные похитители. Отклонение от режима лагеря может привести к наказанию или даже смерти от рук охранников. Таким образом, обман охранников и лагерного начальства становится еще одним важнейшим видом искусства.

Он размышляет о прошедшем дне, считая его удачным. По его собственным словам, «не бросили в карцер, бригаду не сослали в Соцгородок — голое поле для работы в зимние месяцы». В обед он получал дополнительные порции каши. Процент работы у бригадира был хороший, и Шухов бодро трудился на кладке стены, не попадая под ножовку. Он даже успевал вечером поработать в «Цезаре» и купить немного табака. Он также не заболел и справился с любыми трудностями. День прошел безоблачно и почти счастливо. За время пребывания в лагере он пережил три тысячи шестьсот пятьдесят три подобных дня, к которым добавились три дополнительных дня из-за високосного года…».

В данный момент по количеству читателей лидирует:Роковые яйца: кратко и по главам

Оцените статью
Добавить комментарий