Титаник: страшная трагедия 1912 года

Титаник

«Титаник» был самым большим и роскошным лайнером своего времени. Его называли «непотопляемым» и он действительно казался таким. История про Титаник начинается с того, что в полдень 10 апреля, он отправился в свое первое плавание из порта Саутгемптон в Англии. Его конечной целью был американский город Нью-Йорк. Но, как известно, «Титаник» не достиг берегов США и потонул.

История про Титаник начинается

14 апреля 1912 года лайнер «Титаник» со скоростью 22,5 узла двигался по Северной Атлантике. На борту царила полная безветрие, и никто не предвещал беды. В ресторане с изысканным интерьером на верхней палубе играл оркестр, а богатые пассажиры первого класса наслаждались шампанским, гуляли на открытом воздухе и наслаждались прекрасной погодой.

В поздний вечер 14 апреля в 23:39 часов два впередсмотрящих на борту лайнера (так официально называются матросы, наблюдающие за обстановкой во время плавания) заметили айсберг, который находился прямо на курсе, и немедленно сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мёрдок сразу же отдал приказ повернуть левым рулём, пытаясь предотвратить столкновение.

Несмотря на усилия экипажа повернуть судно, корабль не смог избежать столкновения и начал наклоняться налево. Однако, благодаря своевременным маневрам, «Титаник» смог «разминуться» с айсбергом и не получить серьезных повреждений на правом борту. Каждая секунда в этой ситуации была на вес золота, и только благодаря оперативности экипажа удалось избежать более серьезных последствий.

«Титаник» смог повернуть на два румба и избежать лобового столкновения с айсбергом, он всё же не смог полностью уйти от него и столкнулся со скрытой частью глыбы, находившейся под водой. Контакт между кораблем и айсбергом длился около девяти секунд, после чего на корпусе «Титаника» образовалось шесть пробоин, которые находились ниже ватерлинии.

Популярное заблуждение о том, что айсберг «разрезал» дно «Титаника», не соответствует действительности. Фактически, под воздействием сильного давления заклёпки на обшивке полопались, что привело к выгибанию стальных листов и появлению зазоров между ними. Через эти зазоры вода начала проникать в отсеки с корабельными системами. Проникновение воды происходило с огромной скоростью — более семи тонн в секунду.

Хронология трагедии

Большинство пассажиров, которые находились на верхней палубе, изначально не ощутили никакой угрозы. Стюарды, разносящие закуски по столам в ресторане, заметили только слабый звон ложек и вилок на столах. Некоторые из пассажиров ощутили небольшой толчок и дрожание, которые быстро прекратились. Кто-то подумал, что от судна просто оторвалась винтовая лопасть.

На нижних этажах пассажиры первыми почувствовали последствия: они услышали неприятный скрежет и грохот.

В ровно полночь на мостик прибыл Томас Эндрюс, конструктор «Титаника». Ему предстояло оценить степень серьезности повреждений, возникших на корабле. После того, как он обследовал судно и получил отчёт о случившемся, Эндрюс проинформировал всех собравшихся о том, что «Титаник» обязательно погибнет.

Через некоторое время корабль начал заметно крениться. 62-летний капитан судна Эдвард Смит отдал приказ готовить спасательные шлюпки и начать созыв пассажиров для эвакуации.

Также радистам было поручено отправлять сигналы SOS всем близлежащим кораблям. Они продолжали это делать в течение следующих двух часов, и только за несколько минут до полного утопления Смит освободил их от работы.

Несколько кораблей получили сигналы бедствия, но большинство из них были слишком далеко от «Титаника». В 00:25 сообщение о катастрофе на «Титанике» было получено на борту судна «Карпатия», находившегося в 93 километрах от места крушения. Капитан «Карпатии» Артур Рострон немедленно направил свой корабль в этот район. «Карпатия» сумела достичь рекордной для себя скорости в 17,5 узлов в ту ночь, отключив все электрические приборы и системы отопления, чтобы как можно быстрее прибыть на место бедствия и помочь людям.

Еще одно судно, «Калифорниэн», находилось ближе к «Титанику», всего в 10 морских милях (18,5 километрах). Теоретически, оно могло бы оказать помощь. Однако «Калифорниэн» был окружен льдами, и капитан решил остановить судно и продолжить движение только на следующее утро.

В 23:30 вечера, Филлипс, радист на борту «Титаника», и Эванс, радист на борту «Калифорнии», вели беседу по радиосвязи. К концу разговора, Филлипс грубо попросил Эванса не мешать ему передавать сигнал на мыс Рейс, расположенном на острове Ньюфаундленд, так как это было очень важно. В ответ на это, Эванс просто отключил свою радиостанцию и ушел спать. Через 10 минут после этого, «Титаник» столкнулся с айсбергом.

Некоторое время спустя, «Титаник» отправил первый сигнал бедствия, но «Калифорния» уже не могла его принять. Это была огромная ошибка, которая стала причиной гибели многих людей на борту «Титаника».

Кроме того, на борту «Титаника» не было красных аварийных сигнальных ракет. Верили в непотопляемость корабля настолько сильно, что никто не задумался о необходимости взять их с собой. Вместо этого было решено использовать обычные белые ракеты в качестве сигнала о бедствии. Экипаж другого корабля, находившегося неподалеку, мог бы заметить белые вспышки и предположить, что с «Титаником» что-то не так. Однако, офицеры на борту «Калифорнии» увидели эти сигналы, но решили, что это всего лишь праздничный салют. Это была фантастическая серия недоразумений!

В полпервого ночи начали эвакуировать пассажиров на шлюпки. Сразу стало ясно, что места не хватит на всех. На борту было всего двадцать шлюпок, вместимость которых составляла всего 1178 человек.

По приказу капитана Смита его помощник Чарльз Лайтоллер, который контролировал процесс эвакуации на левом борту лайнера, предпочитал заполнять шлюпки исключительно детьми и женщинами. По мнению капитана, мужчины должны были остаться на борту до последнего. В то же время, Уильям Мердок, еще один помощник Смита, который руководил эвакуацией на правом борту, давал места в шлюпках и мужчинам, когда на очереди не было женщин и детей.

Приблизительно в 02:15 произошло неожиданное опускание носа лайнера, в результате чего оставшаяся часть корабля сдвинулась вперед. Большая холодная волна пронеслась по палубам, и многих людей унесло за борт.

Время показало около 02:20, когда «Титаник» погрузился под воду. Из-за огромных размеров лайнера, он тонул целых 160 минут.

После того, как корма «Титаника» погрузилась под воду, на поверхность вынырнули сотни людей. Они оказались в ледяной воде, среди обломков корабля: деревянных балок, предметов мебели, дверей и прочего. Многие попытались использовать все, что попало под руку, как плавательное средство.

Ночью температура океанской воды достигла отметки -2°С. Стоит отметить, что морская вода не замерзает при такой низкой температуре из-за содержания в ней большого количества соли. Человек, находившийся в такой воде, умирал от переохлаждения в течение всего лишь полутора часов. Многие люди, которые ушли от потонувшего корабля на спасательных шлюпках, слышали отчаянные крики от людей, которые не смогли поместиться в шлюпках и остались на корабле, который затонул.

Около 4:00 утра в районе крушения «Титаника» появился пароход «Карпатия». Он спас 712 человек и направился в Нью-Йорк. Среди выживших было 394 женщины и дети, 129 мужчин и 189 членов экипажа.

По разным данным, количество погибших в результате этого кораблекрушения составило от 1400 до 1517 человек (точное число трудно определить, потому что на борту «Титаника» находилось много безбилетников). Таким образом, спастись удалось 60% пассажиров первого класса, 44% — пассажиров второго класса и 25% — тех, кто путешествовал в третьем классе.

История про Титаник: характеристики судна

При постройке «Титаника» его длина составляла 269 метров, а ширина — около 30 метров. Высота лайнера была также впечатляющей: от ватерлинии до верхней шлюпочной палубы было 18,5 метров (если же измерять от киля до вершины первой трубы, то получалось даже 53 метра). Осадка этого лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение — 52310 тонн.

Для движения лайнера использовались несколько четырёхцилиндровых паровых машин и паровая турбина. Для производства пара в 29 котлах использовалось не только для двигателей, но и для всех вспомогательных механизмов. Однако стоит отметить, что ни один из тридцати механиков на борту корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и продолжали поддерживать работу паровых машин до самого конца.

На «Титанике» было установлено три винта для передвижения. Центральный винт имел диаметр 5,2 метра и четыре лопасти. Винты, расположенные по краям, имели больший диаметр — 7,2 метра, но у них было только три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный — до 180 оборотов в минуту.

Над верхней палубой на «Титанике» было установлено четыре трубы, каждая высотой 19 метров. Лайнер был оснащен двойным дном и имел шестнадцать герметичных отсеков, разделенных водонепроницаемыми переборками. Согласно расчетам, судно могло оставаться на плаву даже при затоплении любых двух отсеков или четырех отсеков подряд на носу или на корме. Однако в ночь катастрофы айсберг повредил пять отсеков — на один больше, чем допустимо.

Состав экипажа и пассажиров

История про Титаник чудовищна одним странным фактом: известно, что на борту «Титаника» было много людей из команды, которые не прошли специальную подготовку, включая стюардов, кочегаров, штивщиков (так называли людей, задача которых заключалась в подаче угля в топки и выбрасывании золы за борт) и коков.

Количество квалифицированных моряков было крайне мало — всего 39 матросов и семь офицеров-помощников капитана. Более того, некоторые из матросов еще не успели ознакомиться с устройством «Титаника», так как были приняты на борт всего за несколько дней до отплытия.

Давайте немного расскажем о пассажирах. Список пассажиров был изрядно разнообразным — от бедствующих эмигрантов из Швеции, Италии и Ирландии, стремящихся начать новую жизнь в Новом Свете, до состоятельных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм, которые не выжили в катастрофе.

В зависимости от стоимости билета пассажиры разделялись на три класса. Путешествующим в первом классе предоставлялись бассейн, спортивный зал, баня, корт для сквоша, электрованна (предшественник солярия) и специальный отсек для домашних животных. Кроме того, в первом классе были рестораны, элегантно оформленные залы для обедов и комнаты для курения.

К слову, обслуживание в третьем классе тоже было достойным и даже лучше, чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлыми и уютными, в них было тепло и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не самые роскошные, но вполне достойные блюда, также имелись отдельные палубы для прогулок.

На корабле помещения и пространства были тщательно разделены в соответствии с классами. Например, пассажирам третьего класса было запрещено находиться на палубе первого класса.

История про «Титаник» в книгах и фильмах

Ужасные события, произошедшие на борту лайнера «Титаник» в апреле 1912 года, стали основой для многих литературных произведений, фильмов, картин и песен.

Первая книга о «Титанике» была написана задолго до его катастрофы, что является неожиданным фактом. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил свою повесть «Тщетность, или Гибель Титана» еще в 1898 году. В ней описывался корабль «Титан», почти непотопляемый, который терпит крушение в апрельскую ночь после столкновения с айсбергом. Шлюпок на борту «Титана» оказалось недостаточно, что привело к гибели многих пассажиров.

Поначалу повесть плохо продавалась, но после катастрофы «Титаника» в 1912 году интерес к книге резко возрос. Между описанными в повести событиями и реальной катастрофой было много совпадений. Кроме того, ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника». Это действительно удивительный факт!

Первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае 1912 года — вскоре после катастрофы «Титаника». История про Титаник в фильме была показана в немом и черно-белом представлении, длился фильм всего 10 минут и назывался «Спасшаяся с «Титаника». Главную роль в нем исполнила актриса Дороти Гибсон, которая сама была на корабле в ту злополучную ночь и нашла спасение в шлюпке под номером семь.

В 1953 году режиссер Жан Негюлеско обратился к теме трагического путешествия «Титаника». В сюжете фильма выясняют отношения муж, жена и их двое детей на борту «Титаника». Хотя казалось, что все проблемы решены, корабль врезается в айсберг и начинает тонуть.

Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь покидают судно на шлюпке, а сын и отец остаются на тонущем корабле. Кстати, фильм был награжден одной премией «Оскар» в 1953 году.

Однако наиболее известным фильмом о крушении лайнера является «Титаник» Джеймса Кэмерона, который вышел в кинотеатрах (а затем на DVD) в 1997 году. Фильм завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом в истории.

В создании сценария и декораций к фильму Джеймса Кэмерона участвовали авторитетные специалисты по крушению «Титаника», такие как историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл. Сотрудничество с такими уважаемыми экспертами позволило достаточно точно передать некоторые эпизоды катастрофы. Фильм «Титаник» Кэмерона вызвал новую волну интереса к истории лайнера.

Например, после выхода фильма повысился спрос на книги и выставки, связанные с этой темой «История про Титаник».

Обнаружение «Титаника» на дне Атлантики

Легендарное судно «Титаник» лежало на морском дне целых 73 года, прежде чем его обнаружили. В 1985 году группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда обнаружила затонувший корабль. По данным исследования, «Титаник» разрушился на три части под громадным давлением воды на глубине около 4000 метров. Обломки судна были разбросаны на радиусе 1,6 километра.

Баллард и его команда первыми нашли носовую часть судна, которая, вероятно, из-за своей большой массы, ушла глубоко в грунт. Корма была обнаружена в 800 метрах от нее. Недалеко от обломков кормы были замечены останки средней части корабля.

Между крупными обломками лайнера на дне моря можно разглядеть и мелкие предметы, свидетельствующие о времени его гибели: медный набор столовых принадлежностей, неподотрезанные винные бутылки, кофейные чашки, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы…

Позже компания RMS Titanic провела несколько экспедиций к останкам «Титаника», имевшихся в ее юридическом владении, включая фрагменты лайнера и другие артефакты, связанные с ним. В ходе этих экспедиций было поднято более 6000 предметов со дна моря.

Оценка их стоимости составила 110 миллионов долларов. Эти предметы выставлялись в тематических экспозициях или продавались на аукционах.

Однако почему «Титаник» не был поднят полностью? К сожалению, это невозможно. Специалисты выяснили, что любая попытка поднять корпус судна приведет к его разрушению, и поэтому он, вероятно, останется на морском дне навсегда.

Эта трагическая История про Титаник никак не заканчивается. Событие произошло единожды, но в памяти людской она останется ещё многие годы.

В данный момент по количеству читателей лидирует:Отец Горио: краткий пересказ
Оцените статью
Добавить комментарий