Подробный пересказ фильма “Василий и Василиса”

Василий и Василиса

Фильм Валентина Распутина “Василий и Василиса” посмотрела на одном дыхании. Ничего, что там нелюбимая моя тематика военного времени. Зато сюжет взаимоотношений между людьми мне очень нравится.

Краткое содержание “Василий и Василиса”

Фильм начинается с мрачной сцены: пасмурно, вороньё летает, уставшая перетрудившаяся женщина раньше солнца встала, села доить коров.

На улице стоит самовар (не электрический). Слышен женский голос “куды пошла”… Подоила и отправила корову на пастбище.

Петушок закукарекал… эх, деревня…

Сидит Василиса у самовара в избе, она встаёт рано.

С кровати поднимается крехтящий мужичок, открывает створки окна, впуская свежий воздух в избу. Василий натягивает сапоги прямо у кровати, надевает кофту… всё делает, покряхтывая.

А нет, он не в избе, а в амбаре… Он уже там многие годы живёт, оказывается.

Приходит в избу, подсаживается к Василисе у самовара.

Раз в день он заходит в день. Жена передаёт ему стакан чая из самовара… мужичок причмокивает с удовольствием откушивая чаёк без ничего.

Между супругами никакого диалога, ни слова не обронила Василиса в сторону мужа.

Но вот она будит сына, лежащего под крылышком у своей молодой жёнушки. Пода, дескать, отправляться трудиться.

Лес, мужик с ружьём, лай собаки... видать, на охоту пришёл Василий.

И снова Василиса. Во дворе, с мальчиком, развешивает пустомойное бельишко. Видать, постирала только что.

Василий беседует с сыном, дескать, спина у него болит так, что согнёшься, а разогнуться уже никак. Выпивают мужички.

А в избе бабы: Василису соседская бабка подбивает в амбар к мужу забегивать. Но Василиса ругается на неё за такие речи.

Отец с сыном в амбаре подвыпили и затянули песню. Василиса со снохой в доме услышали, как мужики запели и тоже заподпевали.

Я смотрю, Василиса и Василий тоже и не старые вовсе, а тот уже и помирать надумал, требует у сына клятву, что его ружьё не продаст ни за что.

Василиса вспоминает молодые годы. Шла она такая юная, белоснежная по досочкам за водой к реке, а тут парень светловолосый в белой рубашонке заговаривает с ней. Ну она заворчала на него… а потом и подружились. Вместе в поле серпом косили, вместе песни пели… Счастлииивые…

А там и поженились молодые, душа в душу жили. Солнечно так на лицах у них, совместный труд в радость…

Интересен момент их сватовства. Собрались молодые девки в одной избе и гадают. Побежали за ворота башмаки кидать. Куда носок у башмака глянет, оттуда и суженый будет. Как швырнула Василиса свой сапог, да попала прямо в подходящих с соседней деревни парней. Прям этому самому Василию в лоб. Так вот и сосватали их сразу.

А потом и большой дом всем селом им отстроили. Весело работа спорится, дружно так.

Днём строят, брёвна ворочают, крышу у дома ставят, а как только свечереет, гармошка в руки, песни да пляски, да общее застолье. Вот жизнь деревенская какая. Что одна семья, все жители деревни за общим делом, да за общим длинным столом.

Василиса ходит, да новый сруб своего дома ласково ощупывает так, к каждому брёвнышку прислоняется, о будущей семейной жизни мечтает.

А вот уже сцена в фильме меняется. Лежит Василиса на кровати, люльку с двумя близняшками качает, а из соседней комнаты ещё трое детишек прибегают, да муж ласковый, да заботливый. Вся семья так счастлива, но…

Вот под звук горна Василисе дают право первой собрать сноп сена. Это обязанность такая почётная. Первая приступает к сбору урожая.

Вот уж и детки подросли. Василий на заработки собирается. Василиса встревожена, ведь зима на носу, дров нет, работы много, крышу и то ей самой чинить пришлось, а он уезжает.

Разругались капитально. Василий слово, Василиса – десять. Бросил ложку Василий и ушёл, не поевши супца красненького.

Дочка уж подросла тоже, в руки косу ей дала Василиса, а та и пошла сено косить. Да ловко так у неё получается.

А Василий ругается, напился… Василиса под шкуру лезет, доругалась тоже вон… получила по заслугам, да немало так получила. Отколошматил Василий жену слегка, не так чтоб по-настоящему, но обидно женщине. Но и она спуску не даёт. Взяла вилы, да пришпилила муженька к полу. Слово с него берёт, что не тронет её, не будет бить, ведь она очередного ребёночка в себе носит. Клятву с него взяла, а куда ему деться, если он к полу вилами пришпилен, поклялся.

Стал Василий частенько за шиворот принимать. Придёт по середине ночи пьянющий и начинает ныть да нарываться.

Пришёл одной ночью Василий и ревёт, что она его унизила, вилами к полу пришпилила, а он ведь мужик.

Ревел, ревел, да как поднялся, и давай всё рушить, да крушить. Василиса с детьми около дома переждали, когда он успокоится, а тут и схватки очередные начались.

Не родила Василиса ребёночка. Из медпункта одна вышла, и без живота, и без ляльки домой отправилась.

Горько на душе у бедной женщины. Ни с кем говорить не хочет, ни на кого не глядит по дороге, пока домой возващается.

А дома детки сидят рядком, на мамку смотрят грустно. И такая печаль в глазках детских, что мама пришла одна в дом, без братика… помер братик…

Василиса подходит к пьяному Василию, лежащему на кровате и выгоняет его… “выметайся”, говорит…

Сапоги мужнины за порог и самого в дом больше не впустила.

Так и поселился Василий в амбаре.

Прошли годы. Старшие сыновья отучились и вернулись в родной дом. Василиса со всей своей детворой встречает парней. Планы у них – работать в деревне. Сидят за столом, радуются встрече… как вдруг в окно стучат местные пацаны и кричат: война началась! На всю деревню начинают бить колокол. С задорными плясками молодёжь собирается на войну. Матери рыдают, гармонисты заводят прощальную мелодию… парни уходят на войну. Главы семей тоже садятся в телеги и пустеет деревня.

Мужиков забрали. Василий тоже собрал котомку и пришёл в дом к Василисе прощаться. Дескать, тоже воевать пойдёт. Печальным взглядом обводит он ряд своих многочисленных детей, получает от Василисы последнее напутствие в виде рукопожатия и уходит.

Тяжёлое военное время. Василисины дочь пашет на измождённом коняге сухое поле. Конь голодный, едва ноги тащит, идёт четвёртый год… конь падает на землю, пытается ещё какое-то время вставать, но силы покидают его… он уже не работник, да и не жилец он боле…

Девчонка в слезах бежит к матери, конь поднимает голову, уныло глядит ей в след и… издаёт последние вздохи.

До травы осталось меньше недели, но голодный конь не может уже терпеть.

Мать с дочерью снимают узду, убирают вожжи и пытаются поднять коня, но Игреня не может уже встать, поджал все четыре ножки. Вот он уже сел, оглядывается… поднялся-таки и отправился вслед за хозяйками до дома.

Ночью Василисе приносят два письма. По одному на сына. Старшие сыновья погибли… оба…
Василиса падает по середине двора.

Группа женщин разного возраста под грустные песни идёт по пашне, сея зерно.

Стук в стекло поднимает Василису с кровати. Соседка плачет и целует ей руку. Василиса не понимает, что случилось. А случилась победа и окончание войны. Радостная весть и весело звенит деревенский колокол.

Вернувшихся с войны встречают с весельем и счастливыми криками.

Вот и Василий возвращается с полей сражения. Василиса переодевает платочек было, да призадумалась. Обиду прошлую вспомнила, что сынка из-за пьянства Василия потеряла. Не хочет и теперь с ним разговаривать. Но про погибель сыновей Василию сказала.

Муж обнял свою бедную жёнушку, утешает. А та в слезах с горя.

Вечером в избе накрыли стол, собрались фронтовики, затянули песни свои печальные.

Вот и закончилось застолье. Василиса отправляет дочь прибрать отцу в амбаре. Уж столько лет в браке, а живут порознь. И ведь осознаёт Василий, что стрёмно вёл себя, покаялся… Но Василиса непреклонна, она как замороженная. Или отмороженная.

Вот пошла Василиса с коромыслом по воду, а что-то с головой сделалось, заблудилась, колодец не нашли.

Прошло 15 лет.

Танцуют бабки, играет свадьба. Жених невесту целует. Василиса обоих по голове погладила. И в их дом свадьба пришла.

А Василий в амбаре полёживает, сигаретку покуривает, да в окно на свадьбу поглядывает. Тоскливо мужичку.

Сын просит, чтобы мать отца позвала на свадьбу, ведь он только из тайги пришёл и один в амбаре. Василиса подаёт ему графинчик и стаканчики и велит к отцу в амбар отнесть. Но сын просит позвать папку на свадьбу.

Василиса соглашается.

Молодожёны заходят к отцу в амбар и предлагают выпить. Отец Василий даёт молодым наставления.

Невестка получает от Василия в подарок меха и бежит хвастаться. А сын и отец заводят разговоры. И тут Василий выдаёт такое… хочет он взять приезжую Александру к себе в амбар, потому как хозяйка ему нужна, надоело самому себе варить, да обстирывать.

Сын бежит к матери и выдаёт новость – отец жениться собрался.

Василиса ворчит на Емелю, а саму, видать, зацепило малёхо, призадумалась.

Утро следующего дня. Василиса прикрывает курятник, как вдруг во двор заходит молодая культурная женщина.

И направляется прямо к Василию в амбар.

А Василиса вся изворчалась, намывая полы в избе, орёт на всех… ревнует, видать.

Новая жена Василия – портниха, девчонкам платья отменные шьёт, помогает им во всём. А Василису это бесит, не знамо, как, даже побить хочет.

Напоминает поговорку про собаку на сене: ни себе, ни людям. Сам с ним не живёт, и жениться ему нельзя. А ведь мужику надо, чтобы ему варили и обстирывали. Ещё и на работу ведь ему ходить.

Ну было по молодости, но давно уж просить пора. Держит его в амбаре, как каторжанина.

Весна пришла. У Василисы уж и внуки… Печеньки им напекла. Заглядывает в амбар, а там Александра плачет.

Зашла Василиса, забрала к себе дамочку за самовар. Печеньками угощать стала, да советы бабские давать начала.

Александра рассказывает, что сына во сне видела, которого в 4 года эвакуировали. И с тех пор Шура искала его, а по ночам во сне видит, как приходит он к ней и просит благословение…

Поговорили Александра с Василисой, обнялись как сёстры и пошла женщина искать своего сына.

Вернулся вечером Василий, а нет Александры в амбаре. Пришёл до Василиски своёй. Спрашивает, в чём дело-то. К столу подсел, а Василиса ему чай налила. Вроде как и гнать не собирается. В то утро Василий снова смаковал чаёк у самовара подле Василисы своей.

Василий спиной мается. Сноха Василисина в роддом поехала. Никак пополнение будет.

Василий у окна сидит, Ваську какого-то зовёт криком громким.

Заходит один из сыновей, хлебную краюху жуя. Словом добрым обмолвился с отцом. Василий философствует про то, почему люди рождаются и умирают больше всего по ночам. А он хочет умереть днём, под кудахтанье кур, окрики соседские, разные бытовые шумы.

А человеку перед смертью надо услышать утешительные слова, что он всё в своей жизни сделал, а чего не сделал, то другие доделают. Одному человеку помирать худо.

А, дак не Ваську он зовёт, а так Василису кличет. Уже из последних сил, вот и глаза закрываются.

В дверях появляется Василиса. Но нет, он всё-таки Ваську звал какого-то. А Васька где-то носится.

Василиса интересуется, захворал ли Василий чё ли?

Василий: плохо мы жили, Василиса, неправильно.

Василиса: нормально жили, дети выросли, работают.

Плачет Василиса, слезы на Василия капают. Прощается с ней Василий за ручку. Прощенья просит. Прощает его Василиса, наконец-то.

Василий: прости меня, старуха. А теперь иди, исчезни.

С блаженной улыбкой Василий в забытье… А юная Василиса в белом одеянии снова таскает вёдра с реки на коромысле…

В данный момент по количеству читателей лидирует:Сюжет сказки “Лиса и журавль” кратко для читательского дневника
Оцените статью
Добавить комментарий